Меню

Сон раскольникова что ему снится

Сон раскольникова что ему снится

ЛИТ.PRO | ЕГЭ | Литература запись закреплена

СНЫ РАСКОЛЬНИКОВА

Структура всех снов Раскольникова, собранных в одном месте для ЕГЭ!

Сон о лошади

Раскольникову накануне его преступления приснился сон о лошади, которую забили кнутом до смерти. Раскольников, будучи маленьким мальчиком, вероятно, видел убийство лошади вживую. Из-за болезненного состояния Раскольникова и его планах об убийстве, этот сон напомнил Раскольникову о страшной ситуации, которую он наблюдал своим глазами. «…Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке…» «…в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка…» «…Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе…» Сон отражает двойственность натуры Раскольникова (и любого человека). Во сне Раскольников испытывает жалось к лошадке. Но при этом он обдумывает убийство человека, к которому жалости не испытывает.

Глава в романе: Часть 1, Глава V

Сон об Африке

Этот сон также приснился Раскольникову накануне преступления. При этом Раскольников находился в болезненном состоянии. В этом сне Раскольников видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни, золотой песок. «. Ему все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…” Этот сон – сон контрастный, он является совершенной противоположностью реальной жизни Раскольникова – жалкой, бесцветной, серой.

Глава в романе:Часть 1, Глава VI

Сон об Илье Петровиче и хозяйке

В бреду после совершения преступления Раскольников видит сон об Илье Петровиче, который бьет хозяйку. Во сне Раскольников почувствовал страх, что, возможно, за ним пришли «…Вдруг Раскольников затрепетал как лист: он узнал этот голос; это был голос Ильи Петровича. Илья Петрович здесь и бьет хозяйку…» «…Но, стало быть, и к нему сейчас придут, если так, «потому что… верно, все это из того же… из-за вчерашнего…» «…Страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его…» Во сне воплотился страх Раскольникова, что его разоблачат и арестуют. В то же время даже во сне Раскольников не предпринимает ничего, чтобы сбежать, закрыться, не сдаться полиции.

Глава в романе: Часть 2, Глава II

Сон о смеющейся старухе Перед приходом Свидригайлова

Раскольников увидел бредовый сон об убитой старухе-процентщице. Во сне Раскольников идет в квартиру старухи вслед за каким-то мещанином, который его туда зовет. В углу в гостиной он обнаруживает сидящую старушонку. Старуха смеется. Раскольников ударяет по ней топором, но смех старухи только усиливался. «…старушонка сидела и смеялась, — так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он ее не услышал…» Во сне Раскольников бросился бежать, но повсюду были люди – на лестнице, в помещениях и т.д.: «…все смотрят, — но все притаились и ждут, молчат… Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли… Он хотел вскрикнуть и — проснулся…» Во сне Раскольников испытывает страх, который мучал его в реальности после преступления. После убийства старухи Раскольников боялся позора и людского суда. Он боялся быть опозоренным перед толпой. Во сне этот страх воплотился.

Глава в романе: Часть 3, Глава VI

Сон о конце света

Это – последний сон Раскольникова. Уже на каторге Раскольников однажды заболел и попал в больницу. В болезненном бреду он несколько раз видел, судя по всему, повторяющийся сон о конце света. «…Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и в бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных…» Этот последний сон снится Раскольникову уже после суда, на каторге. Каторга стала для него началом его новой жизни, началом искупления его греха. Этот сон – символ очищения и обновления души Раскольникова. Сон очень яркий и эмоциональный говорит о об активной внутренней работе над собой у Раскольникова.

Источник

Сны в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Фёдор Михайлович Достоевский неоднократно использовал в своих произведениях сновидения персонажей в качестве средства художественной выразительности. Помимо этого, подобные образы позволяют лучше раскрыть своих героях — сны в романе «Преступление и наказание» являются своеобразным зеркалом, отражающим истинные переживания действующи лиц.

Видения Раскольникова

Образы, наблюдаемые Родионом во сне, указывают на его душевные метания, а также постепенно доказывают полную несостоятельность его гипотезы о людях полезны и бесполезных («право имеющие» и «твари дрожащие»).

Сны Раскольникова в романе «Преступление и наказание» делятся на несколько условных частей — предвидение (сновидения, приснившиеся до совершения убийства), осознание содеянного, а также раскаяние (его последнее видение о конце света).

Если кратко, то помимо важной композиционной роли сны Родиона вводятся в сочинение, чтобы показать его диалог с собственной совестью, обнажающий внутренние противоречия этого героя.

Забитая лошадь

Первый сон (глава V из 1-й части) раскрывает Родиона как двойственную личность, которая не лишена положительных качеств (сострадание к живому существу), при этом из содержания видения становится понятным, что убийство противоречит натуре героя. Проснувшись в холодном поту, юноша даже сперва отказывается от своего замысла. Краткое описание сновидения представляет собой следующие пункты:

  • Герой видит себя в детстве, в возрасте 7 лет. Он идёт вместе с отцом и проходит мимо кабака (в 300 шагах от него расположена церковь и кладбище).
  • Услышав крики и хохот, отец и сын подошли к кабаку — там пьяные мужики хлыстом забивают лошадь насмерть («Но уж бедной лошади стали плохо. Она задыхается, останавливается, опять дёргает, чуть не падает»).
  • Родион пытается остановить пьяниц, однако безуспешно — животное погибает. Плачущий мальчик обхватывает её мёртвую, окровавленную морду и целует.
Читайте также:  Как сделать чтобы человек который умер не снился

Следует отметить несколько важных деталей. Во-первых, Раскольников, прежде чем кидаться защищать лошадь, хотел, чтобы его отец вмешался и спас лошадь — однако тот лишь говорил «не наше это дело сынок, пьяные шалят, пойдём отсюда». Это перекликается с образом церкви, которую Родион видел неподалёку от кабака и указывает на то, что главный герой стал сомневаться в Отце Всевышнем и в его способности устанавливать справедливость в мире.

Помимо этого, близкое расположение Божьего храма говорит о том, что спасение всегда рядом и любой грешник может его обрести, если встанет на праведный путь.

Оазис в пустыне

Накануне запланированного убийства главному герою снится, что он находится где-то в Египте и Африке, посреди жаркой и душной песчаной пустыни. Он мучается от жары и жажды, после чего натыкается на оазис с холодной водой, пальмами; вся местность поблизости усыпана разноцветными камешками и золотым песком. Этот сон Раскольникова в «Преступлении и наказании» имеет такую символику:

  • Райская обстановка на фоне иссушенной и безжизненной пустыни — фигуральное воплощение его мечты о создании Нового мира, в котором будут жить только полезные и добрые люди. Помимо прочего, яркость красок в этом оазисе резко контрастирует с реалиями его обыденной жизни — скучной, бесцветной и серой.
  • Холодная, голубая вода является символом очищения, жажда героя во сне — потребность души в избавлении от дурных замыслов. Но Родион просыпается, так и не успев напиться воды.
  • Неслучайно наблюдение оазиса (реализация его мечтаний) происходит именно в пустыне Египта — это указание на первый поход Наполеона, который, как известно, закончился неудачно.

Эти видения были чем-то посредине между сном и грёзой.

Важной деталью является и то, что Родион не наблюдал в пустыне ни одного человека — это предвестник его грядущего разрыва с миром и с собственной душой. Сразу после пробуждения Раскольников не пытался проанализировать увиденное — он сразу отправился убивать старуху.

Полицейский Илья Петрович

Буквально через день после осуществления своего кошмарного замысла Родион, находясь в лихорадочном состоянии, видит бредовые видения своего подсознания, которые уже показывают небольшие изменения в теории Раскольникова о полезности отдельных людей. Кроме того, в этом сне отчётливо проступает страх юноши перед разоблачение и наказанием. Пересказ 3-го сновидения выглядит следующим образом:

  • Родион слышит голоса на лестничной площадке в доме, где он убил старуху. Это пришёл Илья Петрович — местный участковый.
  • Полицейский без всякого мотива начинает избивать хозяйку квартиры, в которой живёт Родион. Это вселяет в него ужас: «Вдруг Раскольников затрепетал, как лист… Это был Илья Петрович — он здесь и он избивает хозяйку».
  • Возникновение сковывающего страха — «Стало быть, и за ним сейчас придут, потому что… верно, всё из-за вчерашнего…».

Помимо переживания за себя и свою участь, подобные видения лишний раз подчёркивают двойственную натуру главного героя. Он убил человека, который, с его точки зрения, «просто вошь, тварь дрожащая», однако в то же время Родион не приемлет насилия над другим человеком, особенно когда он становится его невольным свидетелем. Подобный личностный «раскол» у персонажа предопределяет его дальнейшую судьбу — главным судьёй для себя станет он сам.

Еще примеры сочинений по роману «Преступление и наказание»:

Повторное убийство

Четвёртое сновидение, несмотря на свой кошмарный и издевательский оттенок, является для главного героя своего рода «осознанием» или «началом очищения». Сны Раскольникова в раскрытии его характера играют ключевую роль — к этому моменту Родион больше не считает себя Наполеоном, который смело жертвует жизнями людей во имя великой цели; студент боится разоблачения, но ещё больше его пугают душевные терзания, которые усиливаются с каждым днём. Тема и суть 4-го сна вертятся вокруг его преступления:

  • Герой отправляется в квартиру к назойливой процентщице; его сопровождает какой-то человек, которой постоянно зовёт его за собой.
  • Обнаружив старуху в её доме, Раскольников обратил внимание, что она гадко смеётся над ним. Родион пытается её убить, как в первый раз, однако у него это не выходит — каждый раз, заглядывая ей в лицо после нанесения ударов, он видит, что она жива.
  • В ужасе герой убегает из квартиры. Из ниоткуда везде — и на лестничной площадке, и на улице, и в квартире — появились люди. Родион слышит их злобный и насмешливый гомон. Он пытается скрыться от них, однако ноги как будто приросли к земле.

Проснувшись, Раскольников ощутил себя как никогда «жалким и ничтожным». Именно после этого сновидения главному герою становится очевидным, что та теория, которая владела его умом и которая отравила его душу настолько, что он решился на убийство — абсолютно ложная. Всё чаще начинает преобладать чувство вины; в скором времени муки совести перевесят его страх за свою жизнь, вследствие чего Родион сам сдастся в руки правосудия.

Конец света

Последний сон Родиона является ему во время пребывания на каторге в Сибири. Видения представляли собой картины гибели человечества от моровой язвы; «ему грезилось, будто весь мир осужден в жертву какой-то неслыханной язвы. Все должны были погибнуть, за исключением некоторых избранных». Огромную роль в этом сновидении играет его размышления о пагубности своей теории, которым предавался герой во время своего заключения:

  • Язва разносилась мелкими частицами («трихины»), которые обладали своей волей и разумом. Они вселялись в людей, делая их безумными, отчего те убивали себе подобных и даже ели друг друга. Болезнь, лишающая людей здравого рассудка — опасные идеи, которые толкают их на совершение кошмарных поступков.
  • Спасение отдельных избранных в таком мире — аллюзия на людей, «право имеющих». Раскольников в своём сне наблюдал последствия того, как его теория могла бы реализоваться не в выдуманном мире, а в реальности.
  • Но в то же время спасшиеся от язвы люди — те, кто не допустил попадание «трихинов» в свой организм; идейно «чистые» люди, которые меняют мир не искоренением зла, а преувеличением добра.
Читайте также:  К чему снится пакет с гречкой

Муки раскаяния, которые испытывает главный герой, являются средством спасения его души — осознав на собственном опыте разрушительность эгоизма, высокомерия и ненависти, Родион смиренно принимает свою судьбу. За все 5 снов герой прошёл путь от отвергания Бога до его принятия — в эпилоге Родион впервые в своей жизни открыл Евангелие. Смысл последнего сна Раскольникова также заключается в том, что герой понял — любовь является ключом ко спасению, ведь только благодаря Соне Мармеладовой, готовой пожерствовать последнее на благо людей, главный герой получил шанс на искупление своих грехов.

Три кошмара Свидригайлова

Многие исследователи творчества Достоевского сходятся во мнении, что Аркадий Свидригайлов является своеобразным двойником Раскольникова. Однако, в отличие от последнего, который сохранял в себе человечность и после совершения двойного убийства, Свидригайлов был начисто лишён всякой нравственности и морали. Он тоже был носителем пагубной теории — «добро и зло относительны, всё позволено, ничто не имеет значения». К списку качеств этого героя стоит отнести такие пункты:

  • Сладострастие (он убил свою жену и обесчестил четырнадцатилетнюю глухонемую девочку, которая впоследствии утопилась. Сообщение о её гибели никак не взволновало Свидригайлова).
  • Воспитанность, образованность. Несомненно, у него присутствует ум.
  • Гордыня.
  • Цинизм.

Функция сновидений у Свидригайлова в раскрытии персонажа не менее важна, чем у Раскольникова. Именно при наблюдении кошмарных грёз, которые предшествовали его самоубийству, у персонажа проявляются отчётливые муки совести за совершённые проступки. В этих видениях Свидригайлов внезапно осознал, каким человеком он является и это осознание было чудовищным.

Все три кошмара снились ему один за другим, так что было сложно понять, где сон, а где явь. В первом сновидении Аркадий лежал у себя в кровати и вдруг почувствовал, как по нему пробежал какой-то зверёк. Это была мышь (символ грядущих бед, а также олицетворение загубленных душ); он пытался её поймать, однако безрезультатно.

Во втором сне Свидригайлов прогуливался по природе — стоял восхитительный тёплый день. Герой везде наблюдает цветы и травы, везде очень красиво и свежо. Он увидел дом и, после того как зашёл в него, всё резко изменилось — он оказался в чёрной комнате, а перед ним стоял гроб с покойницей, мёртвой девочкой-утопленницей, одетой в белое платье. Увиденное вызвало у него приступ страха и уколы совести.

Каждый последующий кошмар всё разрушительнее действует на эмоциональное состояние Свидригайлова. В последнем сне он видел 5-летнюю девочку, стоящую в углу комнаты. Он испытывает смесь страха и чувства сострадания — он заботливо укрывает её одеялом и укладывает спать. Внезапно он замечает, что личико девочки преображается — в её лице читается, цинизм, пошлость и разврат. Секунду спустя Свидригайлов понимает, что он смотрит на самого себя.

Именно в последнем сне Аркадий Свидригайлов прозревает (подобно Раскольникову), насколько он заблуждался, придерживаясь своей теории, стремясь жить лишь ради удовольствия, не считаясь с жизнями других людей. Однако в отличие от Родиона, у которого был свой ангел-хранитель — Соня, у Свидригайлова не было рядом человека, который бы смог увидеть в изуродованной пороками душе свет.

Источник



Сны Раскольникова и их значение в романе Преступление и наказание Достоевского

В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский большое внимание обращает на внутренний мир главного героя. Читатель может увидеть не только мысли и переживания Раскольникова, но и его сны. На протяжении произведения они встречаются в разных эпизодах, у каждого есть своя эмоциональная окраска и значение.

Первый сон оказывается тяжелым и мрачным. В нем многократно мелькают серые, черные тона; единственные цветные пятна – это зеленый церковный купол и рубашки пьяниц. Действие приходится на раннее детство Раскольникова. Родион испытывает страх перед злостью мужиков в кабаке, но всего в трестах шагах от этого неприятнейшего места находится церковь, о которой герой думает с теплотой. Сон как бы намекает на концовку романа, в которой выходом из тьмы станет вера в бога. Также же в нем показаны образы смерти и топора. Сновидение возникло на фоне эмоций, испытанных Родионом при виде пьяной девочки на бульваре, и привело к зарождению мыслей об убийстве.

Следующий сон ничуть не приятнее первого. Он представляет собой какофонию безобразных звуков: визга, хрипов, ругательств и воплей. Кошмар не просто пугает Родиона, он пробивает брешь в, казалось бы, неоспоримой теории. Настасья считает, что эти звуки – крик его кипящей крови. Но на самом деле дело скорее не в его крови, а в той, что он собственноручно пролил, убив несчастных женщин. Главный образ в этой сцене – лестница. Она символизирует путь, который преступнику предстоит пройти, чтобы обрести искупление.

Еще два сна относятся к теории Раскольникова. Первый – это Новый Иерусалим, рай, крохотный островок в океане печали и горя, который будет создан самим Родионом-Наполеоном. Второй – опровержение предыдущего. Он больше похож на ад земной, полный людских мучений и ненависти. Это противопоставление выдуманной реальности и той, которая действительно могла бы осуществиться, будь теория верной.

Сны Раскольникова – ещё один способ полноценно раскрыть душевные муки страдающего и потерянного героя. Родион запутан и полон сомнений, но сны не лгут и показывают, что происходит в его душе на самом деле и в каком-то смысле подсказывают ему верный путь. Ф.М.Достоевский не только поработал с их помощью над психологизмом персонажа, но и в иносказательной форме преподнес другие проблемы произведения, позволил читателям предвосхитить развязку, высказал собственную позицию по поводу теории.

Читайте также:  К чему снится город издалека

2 вариант

Во снах такого персонажа, как Раскольников, автором было вложено очень много смысловой нагрузки, которая заключалась в том, чтобы раскрыть характер и образ данного персонажа цело, глубоко и многогранно. Именно благодаря подобным сценам в произведении, где рассказывается о снах героя, читатель может понять весь характер и натуру данного персонажа. Стоит сказать, что по ходу произведения показываются сны героя, и те события, которые происходят в его жизни, находят свое раскрытие и в его сновидениях. Можно говорить о том, что многие авторы любят добавлять этот элемент в свои работы, так как при помощи данных сцен можно показать, что на самом деле чувствуют персонажи, которые находятся в соответствующем положении. Также, можно говорить и о том, что русские писатели вкладывали в смысл данных сцен то, что герои показывались крайне искренними в те моменты времени, так как невозможно было обмануть свое сознание, находясь в сновидении.

Использовались такие приемы и Пушкиным, и Гончаровым, и Жуковским. Стоит сказать, что значение у сновидений персонажей совершенно различное. Если в одном произведении сны показаны вещими и направляющими, то в другом рассказе они могут не иметь абсолютно никакого смысла. Также, можно отметить и тот факт, что сновидения героев прекрасным образом могли передавать чувства и эмоции героев. Благодаря снам, произведения Достоевского открывали по-настоящему души героев, и раскрывали их характеры.

Вначале герой был показан весьма разумным и спокойным человеком, которому во сне виделись сцены, в которых говорилось о том, что нельзя никого лишать жизни, и вредить окружающим. Однако, после того, как он совершает преступление, его сознание становится мутным, и походит больше на мысли нездорового психически человека. В сценах покаяния, герой обретает вновь свое душевное равновесие и покой. Первым сном данного персонажа, была сцена, в которой он видел измученную лошадь, которую ему было очень жалко. Стоит сказать о том, что эта сцена шла из далекого прошлого, и связана с тем, что он наблюдал в детстве. Как-то раз, он был свидетелем того, как прохожие люди били лошадь. Он не мог смотреть на это спокойно, и ему было крайне жаль животное. Данная сцена говорит о том, что герой является очень противоречивым персонажем, так как он готов пойти на очень ужасное и бесчеловечное преступление, однако, в нем осталась эмпатия и чувство сострадания к ближним.

Сочинение 3

Внутренний мир главного героя Достоевский раскрывает с помощью его мыслей, переживаний и снов. Сны Раскольникова появляются в различных эпизодах повествования и имеют определённое значение для понимания эмоционального состояния героя.

В первый раз герою привиделась сцена из раннего детства. Он увидел ненавистный кабак, пьяных и злых мужиков, избивающих беззащитную лошадь. При этом недалеко от этого страшного места виднеется церковь, навевающая на героя теплоту и спокойствие. Сон Раскольникова тяжёлый и мрачный, в нём преобладают чёрные и серые тона. Единственное светлое пятно – церковь, олицетворяющая духовное спасение героя, который придёт в конце концов к Богу, к вере. Сон отражает двойственную натуру героя, испытывающего сострадание к животному и способного при этом убить человека.

Ещё один сон герой видит перед совершением рокового преступления. Он видит прекрасную, умиротворяющую картину: голубая вода, зелёный оазис и золотистый песок. Африканский пейзаж чудовищно контрастирует с реальной жизненной ситуацией героя. А видение Египта может быть отсылкой к наполеоновскому походу, который закончился плачевно, как и безумная затея Раскольникова.

Следующие два сна отражают состояние героя после совершения им рокового преступления. Сначала Раскольников видит Илью Петровича, который избивает его домовладелицу. Образ полицейского символизирует страх молодого человека перед разоблачением и наказанием. Второй сон – настоящий кошмар. Во сне он убивает старуху ещё раз, но на этот раз процентщица зловеще смеётся и издевается над своим убийцей, а тот бежит с места преступления. Сон отражает внутренние муки Раскольникова, который на самом деле не был способен на убийство человека и страдал от своего поступка.

Последний сон герой видит уже на каторге. Ему кажется, что весь мир должен погибнуть от эпидемии какой-то болезни. Заражённые непонятным вирусом люди начинают уничтожать друг друга, считая, что они лучше других и имеют право убивать остальных. Этот кошмар помог Раскольникову полостью очиститься и избавиться от нравственных мук и сомнений по поводу своей теории. Он окончательно выздоровел морально и физически и мог наконец начать новую жизнь. Жизнь, в которой нет античеловечных теорий, но есть свет, надежда на лучшее и вера в Бога.

Также читают:

Картинка к сочинению Сны Раскольникова и их значение в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

С раннего возраста Александр Сергеевич заинтересовался российской историей. Еще на экзамене в Царскосельском лицее не просто показал поэтическую картину славного прошлого Родины

Особенность нежных и трогательных отношений мастера и Маргариты в одноименном романе Булгакова раскрыты понятием вечной, всеобъемлющей любви бога к людям в сравнении отношений Ешуа Га-Норци с прокуратором Пилатом.

Тольятти – мой родной и, конечно, самый-самый любимый город! Сразу скажу, что это достаточно современный город – советский. Он во многом похож на все другие города того времени… У нас есть центральный парк отдыха и культуры

Николай Васильевич Гоголь является автором комедии «Ревизор». Произведение, состоящее из пяти действий, было начато автором осенью 1835 года, в свет же вышло в 1836 году.

Несмотря на то, что произведение «Левша» написано в форме простого сказа, оно имеет и «обучающую» составляющую, которая представлена в нескольких ипостасях.

Источник