Меню

Привод жесткого диска питание



Tamkovich.com: Телеком/VoIP блог

Современные технологии: Asterisk, SIP, Kamailio, Linux, Cisco, Linksys

Рубрики

Метки

Комментарии

    rius (2020-08-12 13:04): К примеру, тут http://vbp.maxnet.ru/files и https://www.thingiverse.com/ri us/designs или связаться со мной —.
    Dmitry (2019-04-30 19:08): В статье описано только то, что сделать для попадания сообщений о флуде в лог, но ведь нужно еще fail2ban на эти.
    Синхронист (2019-04-26 20:08): А где можно скачать готовые файлы для заливки в ЧПУ?
    Александр (2018-02-12 11:18): TDA5145 — это очень плохая микросхема сама по себе, и тем более, когда её пытаются использовать для моторчиков.
    Маэстро (2017-04-27 06:41): это не просто телек а чюдо ! шедевр технологий ! и сама фирма ( но если SONY теперь или на будущие начнет халтурить и.
    Джон Смит (2017-01-14 11:25): Здравствуйте, много лет прошло с написания этой статьи, но и по сей день она не потеряла актуальности, спасибо Вам.
    Simplew (2016-09-02 18:52): > А если нужно провести 10 тысяч регистраций в 4 потока, какие нужны опции? xml под это дело есть, а вот опции.
    techbird (2016-06-28 22:20): как вариант,залогиниться(root) по ssh к своему серверу набрать echo ’12 2 * * * root find /http/image/cache.
    Alexey (2016-06-10 19:41): Тут кто то еще этим занимается? Сейчас пытаюсь разобраться с данной темой но чет на такие подводные камни натыкаюсь(
    Den (2016-05-31 01:25): http://youtu.be/qIqfAQV-hCU тут самый простой способ пуска движка hdd от батарейки на простом мк

Управление мотором жесткого диска

16 июня, 2010 by Сергей Тамкович

Как известно, каждый админ должен написать свой биллинг. Скажу больше: каждый линуксоид должен сделать своего боевого человекоподобного робота. ALL HAIL MEGATRON! ой. Для разработки столь грозного оружия, нам подойдут сломанные компоненты ПК. Например, жёсткие диски или оптические приводы — отличный источник моторчиков. Многие ошибочно полагают, что в жёстких дисках используются шаговые двигатели. Это не так. В современных жёстких дисках, для раскрутки шпинделя используются 3х-фазные моторы. В оптических приводах (CD-ROM, DVD-ROM, BD-ROM) используются моторы побольше.

Управлять такими моторами замкнув два контакта — не получится. Для того что бы раскрутить мотор в нужную сторону следует подавать импульсы в правильном порядке на обмотки мотора. Моторы в жёстких дисках и оптических приводах, отличаются друг от друга. Как правило, моторы оптических приводов снабжены датчиками хола. Эти датчики используются для определения текущего положения шпинделя. В моторах от жестких дисков таких датчиков, как правило, нет. Отсюда и разное количество контактов у мотора ЖД обычно 4 контакта, тогда как у мотора ОД — 11 контактов.

Для наиболее эффективного вращения, подавать импульсы на обмотки мотора следует с учётом текущего положения шпинделя. В случае с мотором от оптического привода — всё просто: есть обмотки, есть датчики положения. В случае же с моторами от жёстких дисков, ситуация несколько сложней. Для вычисления положения шпинделя, необходимо анализировать ЭДС на обмотках мотора. Делать контроллер для подобного мотора во-первых сложно, а во-вторых не нужно, потому что фирма Philips уже более 15 лет выпускает контроллер TDA5145. В контроллер интегрированы такие операции как: управление скоростью и направлением вращения, торможение. Цена контроллера невысока даже в дорогущем Чип-и-Дипе и составляет на сегодня 230 рублей за штуку. Кстати вот про российскую экономику. На ebay этот контроллер стоит 4.89$ и 5$ доставка в Россию. Т.е. при покупке более 2х контроллеров (2*4.89$ + 5$ = 14.78$ = 461.478 Руб) — выгоднее покупать за рубежом. Отечественный мелкий опт, который почти в 2 раза дороже международной розницы — умиляет. Но вернёмся к техническим аспектам, схема включения ниже:

Похожие статьи

14 комментариев to “Управление мотором жесткого диска”

Я когда делал машинку моторчики покупал вот у этого китайца http://stores.ebay.com/top-racing2007

Здравствуйте. Опишу ситуацию — может что-нибудь посоветуете. Была задача: запустить 3х фазный двигатель БВГ (Блока ВидеоГоловок)при помощи микросхемы TDA5145. (Соединение обмоток двигателя — звезда)
Купил несколько TDA5145 (Philips). Собрал схему из документации (Datasheet) к этой микросхеме (ту самую, что чуть выше на вашей странице). Подключил к аккумулятору 12V. Двигатель даже не дергается! Ток потребления 8мА. При включении и отключении питания едва слышен слабый щелчек в двигателе (звук издают обмотки). Думал, может перегруз по току (каждая из обмоток двигателя по 6 Ом) — подключил выводы микросхемы для питания двигателя (7,8) к батарее 3V — эффекта нет. Проверял все конденсаторы, правильность подключения несколько раз — все в норме. Изменял емкости стартового (10nF) и времязадающего (220nF) конденсаторов в широких пределах. Всё то же — даже не дергается! Менял микросхемы — попробовал 3шт, 2 из которых из разных серий — все тоже — слабый звук при вкл./откл. питания и все.
Двигатель БВГ, возможно, и не будет работать в полноволновом режиме (т.е. когда напряжение между фазами изменяет полярность), т.к. я обнаружил, что на магните этого двигателя 16 разноименных полюсов (на статоре 12) — а для того, чтобы это была классическая 3х фазная синхронная машина — разноименных полюсов на магните ротора должно быть 8. Но дело даже не в этом. При запуске (а такой режим есть в этой микросхеме) двигатель должен хоть чуть чуть подергаться, и только потом, увидев по ЭДС в обмотках, неправильную последовательность, — выключиться. Подскажите, кто пользовался микросхемами этой серии (TDA5145, TDA5140, TDA5141, TDA5143) как происходит запуск. И в чем дело, может у меня все микросхемы битые?

Читайте также:  Как перенести windows xp на другой раздел жесткого диска

Добрый день, Михаил. Много опыта в отладке контроллера нет — так как заработало всё с ходу. Использовал моторчики от жётских дисков Seagate 7200. Пользовался информацией с сайта http://pro-radio.ru — ссылки приведенные в первом комментарии — оказались очень полезны.

Замучился я с этими драйверами (TDA5145). Чую, что что-то не так со схемой подключения, а понять не могу в чем дело. И вот сегодня, в очередной раз проводя поиск информации по TDA5145, наткнулся все-таки на того, кто запускал двигатели с этими контроллерами.

форум Самодельная помпа из HDD 540 л\ч, 3,6 м
http://forums.overclockers.ru/viewtopic.php?f=107&t=331512&start=140
…собрал схемку на TDA5145, раскрутил движки с 3 и с 4 проводами (дельта, звезда). сначала она у меня не захотела работать, пришлось внимательней почитать даташит и посадить на землю некоторые ножки, после чего все заработало.
…если 3 провода, то подключается к ABC, если 4, то без резисторов на 680, напрямую, как в даташите.
(Резисторы на 680 Ом 3шт. соединены в «звезду», а нейтраль от этой звезды на вывод 26) На воздухе запускается и работает нормально, под нагрузкой возможно надо будет подбирать кондеры. если руками притормаживать, то микруха начинает греться.
а вот со сказевым движком засада — он запрессован и имеет другой крепеж, причем середина у него не вращается.
Адрес схемы (саму схему сюда почему-то не получилось поместить) http://forum.udmnet.ru/uploads/1281719455/gallery_8879_734_17017.gif
От себя (Михаил)
В общем, надо обязательно соединить с массой выводы 9 и 21 (Brake и Reset). После этого мой двигатель от Блока ВидеГоловок запустился! При 14v на входе и емкости Cap-TI 10nF, на выходе (между фазами) было 555Hz, что при четырехполюсной машине (если я все правильно посчитал) означает около 16500об./мин.
Следует отметить, что обороты, до которых может разогнаться двигатель одинаково зависят от емкости времязадающего конденсатора (Cap-TI) и от напряжения ритания двигателя. Т.е. если при уменьшении этой емкости обороты (частота) не возрастает — не хватает напряжения на питание обмоток двигателя.
На схеме силовая и логическая части микросхемы питаются от разных напряжений, причем, даже массы разные. Реально, я запитывал обе эти части от одного аккумулятор 12V и все работало (и масса была общая), но лучше все же поставить на питание логической части какой-нибудь фильтр (напримерRC, или запорный дроссель с конденсаторами 100..220mF на входе и выходе) или, например, микросхемный стабилизатор напряжения на 12V.

Всем здрасте помогите что означает Vmot Brake Dir FG VP и подскажите к чиму ето всьо подключать

Ищо вопрос раскажите как ето работает Зарание благодарин.

Пробовал и похожую микросхему и пробовал самодельный драйвер с программой, все получается не мощно и криво. Скорость получалилась приличная, но мощность мизерная, чуть что сразу останаливается и для старта надо рукой делать толчек. Нужно использовать или заводские микросхемы из приводов оптических дисков или если самому делать то нужно делать обратную связь и мерять ток на обмотках двигателя для комутации правильной.

Вот нормальная схема запуска мотора: http://gzip.ru/home/zapusk_motora_hdd.htm
Работает чётко.

Читайте также:  Разборка жесткого диска для ремонта

Может и четко работает схема из предыдущего комментария, но микросхему такую незнаю где найти на Украине, пол страны уже обзвонил:( аналогов незнаете LB11880 ? (не считая КА8113С, о такой даже и не слышали 🙂 )

Привет всем!
Скажите, на ТДА5145 до какой скорости (об/мин) возможно разогнать мотор ЖД?

Вопрос к знатокам, до какой мощности можно раскачать эту микросхему, если посадить на радиатор. Из найденных мной она оказалась наиболее мощной по даташиту (сравнивал с HA13412,BA6859AFP,L6234PD). Вопрос в том что двигатель низкоомный и достаточно много кушает при запуске.

Источник

Запуск старых HDD для прикладных применений

При использовании старых HDD приводов в прикладных целях иногда возникает проблема с тем, что шпиндельный двигатель останавливается через некоторое время после запуска. Есть у них такая «фишка» — если с блока головок не поступают сигналы на микросхему-контроллер, то она запрещает микросхеме-драйверу вращать двигатель. На примере несколько моделей приводов попробуем разобраться, как это исправить.

Всё началось с того, что привезли несколько старых винчестеров (рис.1) и сказали, что здесь рабочие вперемешку с «убитыми», хочешь – выбирай, не хочешь – делай что хочешь. Но если разберёшься, как их использовать в качестве небольшого наждака для правки инструмента, расскажи. Ну, вот – рассказываю…

Первый HDD – «Quantum» семейства «Fireball TM» с микросхемой привода TDA5147AK (рис.2). Посмотрим, что он из себя представляет.

Верхняя крышка крепится 4-мя винтами по углам и одним винтом и гайкой, находящимися сверху, под наклейками. После снятия крышки видны сам жёсткий диск, считывающие головки и магнитная система управления положением головок (рис.3). Шлейф отсоединяем, магнитную систему откручиваем (здесь понадобиться специально заточенный шестигранный ключ «звёздочка»). При желании диск тоже можно снять, если открутить три винта на шпинделе двигателя (также нужен шестигранник).

Теперь ставим крышку на место для того, чтобы можно было перевернуть HDD для экспериментов с электроникой и подаём в разъём питания напряжения +5 В и +12В. Двигатель разгоняется, работает примерно 30 секунд, а затем останавливается (на печатной плате есть зелёный светодиод – он горит при вращении двигателя и мигает при его остановке).

В сети легко находится даташит на микросхему TDA5147K, но по нему не удалось разобраться с сигналом разрешения/запрета вращения. При «подтягивании» сигналов POR к шинам питания добиться нужной реакции не удалось, но при просмотре сигналов осциллографом выяснилось, что при касании щупом 7-го вывода микросхемы TDA5147АK происходит её сброс и перезапуск двигателя. Таким образом, собрав простейший генератор коротких импульсов (рис.4, нижнее фото) с периодом в несколько секунд (или десятков секунд), можно заставить двигатель вращаться более-менее постоянно. Возникающие паузы в подаче питания длятся около 0,5 секунды и это не критично, если двигатель используется с небольшой нагрузкой на валу, но в других случаях это может быть неприемлемо. Поэтому, способ хоть и действенный, но не совсем правильный. А «правильно» запустить его так и не удалось.

Следующий HDD – «Quantum» семейства «Trailblazer» (рис.5).

При подаче напряжений питания привод никаких признаков жизни не подаёт и на плате электроники начинает сильно греться микросхема 14-107540-03. В середине корпуса микросхемы заметна выпуклость (рис.6), что говорит о её явной неработоспособности. Обидно, но не страшно.

Смотрим микросхему управления вращением двигателя (рис.7) — HA13555. Она при подаче питания не греется и видимых повреждений на ней нет. Прозвонка тестером элементов «обвязки» ничего особенного не выявила – остаётся только разобраться со схемой «включения».

Поисковики даташит на неё не находят, но есть описание на HA13561F. Она выполнена в таком же корпусе, совпадает по ножкам питания и по «выходным» выводам с HA13555 (у последней к проводникам питания двигателя подпаяны диоды – защита от противо-ЭДС). Попробуем определиться с необходимыми выводами управления. Из даташита на HA13561F (рис.8) следует, что на вывод 42 (CLOCK) должна подаваться тактовая частота 5 МГц с уровнем TTL-логики и что сигналом, разрешающим запуск двигателя, является высокий уровень на выводе 44 (SPNENAB).

Так как микросхема 14-107540-03 нерабочая, то отрезаем питание +5 В от неё и от всех остальных микросхем, кроме HA13555 (рис.9). Тестером проверяем правильность «порезов» по отсутствию соединений.

Читайте также:  Как удалить старую windows со второго жесткого диска

На нижнем фото рисунка 9 красными точками показаны места подпайки напряжения +5 В для HA13555 и резистора «подтяжки к плюсу» её 44 вывода. Если же резистор от вывода 45 снять с родного места (это R105 по рисунку 8) и поставить его вертикально с некоторым наклоном к микросхеме, то дополнительный резистор для подтяжки к «плюсу» вывода 44 можно припаять к переходному отверстию и к висящему выводу первого резистора (рис.10) и тогда питание +5 В можно подавать в место их соединения.

На обратной стороне платы следует перерезать дорожки, как показано на рисунке 11. Это «бывшие» сигналы, приходящие от сгоревшей микросхемы 14-107540-03 и старая «подтяжка» резистора R105.

Организовать подачу «новых» тактовых сигналов на вывод 42 (CLOCK) можно с помощью дополнительного внешнего генератора, собранного на любой подходящей микросхеме. В данном случае была использована К555ЛН1 и получившаяся схема показана на рисунке 12.

После «прокидывания» проводом МГТФ напряжения питания +5 В прямо от разъёма к выводу 36 (Vss) и других требуемых соединений (рис.13), привод запускается и работает безостановочно. Естественно, если бы микросхема 14-107540-03 была исправна, вся доработка заключалась бы только в «перетяжке» 44-го вывода к шине +5 В.

На этом «винте» была проверена его работоспособность при других тактовых частотах. Сигнал подавался с внешнего генератора прямоугольных импульсов и минимальная частота, с которой привод работал устойчиво — 2,4 МГц. На более низких частотах циклично происходил разгон и остановка. Максимальная частота – около 7,6 МГц, при дальнейшем её увеличении количество оборотов оставалось прежним.

Количество оборотов также зависит и от уровня напряжения на выводе 41 (CNTSEL). В даташите на микросхему HA13561F есть таблица и она соответствует значениям, получаемым у HA13555. В результате всех манипуляций удалось получить минимальную скорость вращения двигателя около 1800 об/мин, максимальную – 6864 об/мин. Контроль проводился с помощью программы SpectraPLUS, оптопары с усилителем и кусочка изоленты, приклеенного к диску так, чтобы он при вращении диска перекрывал окно оптопары (в окне анализатора спектра определялась частота следования импульсов и затем умножалась на 60).

Третий привод – «SAMSUNG WN310820A».

При подаче питания микросхема-драйвер – HA13561 начинает сильно греться, двигатель не вращается. На корпусе микросхемы заметна выпуклость (рис.14), как и в предыдущем случае. Проводить какие-либо эксперименты не получится, но можно попробовать запитать двигатель от платы с микросхемой HA13555. Длинные тонкие проводники были подпаяны к шлейфу двигателя и к выходным контактам разъёма платы электроники – всё запустилось и работало без проблем. Если бы HA13561 была целой, доработка для запуска была бы такой же, как и для «Quantum Trailblazer» (44-й вывод к шине +5 В).

Четвёртый привод — «Quantum» семейства «Fireball SE» с микросхемой привода AN8426FBP (рис.15).

Если отключить шлейф блока головок и подать питание на HDD, то двигатель набирает обороты и, естественно, через некоторое время останавливается. Даташит на микросхему AN8426FBP есть в сети и по нему можно разобраться, что за запуск отвечает вывод 44 (SIPWM) (рис.16). И если теперь перерезать дорожку, идущую от микросхемы 14-108417-02 и «подтянуть» вывод 44 через резистор 4,7 кОм к шине +5 В, то двигатель не будет останавливается.

И напоследок, вернувшись немного назад, были сняты формы сигналов на выводах W и V микросхемы HA13555 относительно общего провода (рис. 17).

Самое простое прикладное применение старого HDD – небольшой наждак для правки свёрл, ножей, отвёрток (рис.18). Для этого достаточно наклеить на магнитный диск наждачную бумагу. Если «винт» был с несколькими «блинами», то можно сделать сменные диски разной зернистости. И здесь хорошо бы иметь возможность переключения скорости вращения шпиндельного двигателя, так как при большом количестве оборотов очень легко перегреть затачиваемую поверхность.

Наждак, конечно, не единственное применение для старого HDD. В сети легко находятся конструкции пылесосов и даже аппарата для приготовления сладкой ваты…

В дополнении к тексту находятся упомянутые даташиты и файлы печатных плат внешних генераторов импульсов в формате программы Sprint-Layout 5-ой версии (вид со стороны печати, микросхемы устанавливаются как smd, т.е. без сверловки отверстий).

Андрей Гольцов, r9o-11, г. Искитим, апрель 2018.

Источник