Меню

Эпитеты в стихотворении край любимый сердцу снятся

«Край любимый», анализ стихотворения Есенина

История создания

Стихотворение «Край любимый» было написано Есениным в 1914 г. в возрасте 19 лет и опубликовано в газете «Биржевые ведомости» за 25 декабря 1915 г. Оно вошло в сборник «Радуница», напечатанный в 1916 г.

Литературное направление и жанр

Есенин обладал талантом описывать родную природу так, как до него не описывал её никто. Сразу после окончания школы 17-летний юноша уехал из села Константиново Рязанской губернии в Москву и работал в мясной лавке, в типографии. Вся дальнейшая жизнь поэта была связана с большими городами (в 1916 г. он переехал в Петербург). Тоска по родине, по деревенской жизни отражена в его стихах. В 1914 г. Есенина ещё не опекал крестьянский поэт Клюев, а с группой новокрестьянских поэтов он познакомился только в 1916 г. Так что ранняя лирика Есенина формально не принадлежит ни к одному из существующих в начале 20 в. литературных направлений. В стихотворении «Край любимый» проявились тенденции, которые впоследствии определили принадлежность поэта к определённым направлениям и группам. Яркая образность и метафоричность стали основой так называемого имажинизма, а крестьянская тематика сделала Есенина через несколько лет популярным крестьянским поэтом.

Жанр стихотворения «Край любимый» — пейзажная лирика. Лаконичное рассуждение в финале о жизненном предназначении позволяет говорить об элементах философской лирики в пейзажном стихотворении.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение обращено к родине в узком смысле этого слова. Крестьянское понимание родины как родного края со знакомой и близкой природой – тема стихотворения. Основная мысль заключена в связи лирического героя с любимым краем: он источник вдохновения лирического героя, его силы и стойкости, осознания своего места в жизни.

Стихотворение состоит из четырёх строф, иногда печатается без последней – органически проистекающего из всех предыдущих философского вывода. Первая строфа – обращение лирического героя к любимому краю. В ней заявлена тоска по родине и желание вернуться, слиться с родной природой.

Во второй строфе лирический герой мысленно переносится к знакомым местам, вызывающим у него тихое умиление. В третьей строфе пейзаж становится тревожным и открывается источник этой тревоги – собственные потаенные мысли лирического героя.

В последней строфе лирический герой решается открыть сокровенные мысли: его жизнь на этой земле будет недолгой. Герой принимает это со смирением и кротостью, как данность. Некоторые исследователи отмечают, что в этом стихотворении Есенин предсказывает свою раннюю смерть. Но мотив преждевременных смерти и старения присущ многим ранним стихотворениям разных поэтов, это традиционный юношеский и романтический мотив. Кроме того, последнее предложение может и не нести в себе идею скорой смерти, а обозначать быстротечность, интенсивность, полноту жизни, которой смерть как раз чужда и непонятна. В целом стихи не о смерти, а о любви, молодости и жизни.

Тропы и образы

Первые стихотворения Есенина были полны церковных образов, возникших под влиянием деда-старообрядца и обучения в Спас-Клепиковской церковноприходской учительской школе. Такие мотивы есть и в стихотворении «Край любимый». Ивы Есенин называет кроткими монашками (метафора). Сходство появилось благодаря свешивающимся до земли тонким ветвям, на которые, как бусины в чётках, нанизаны листья. Слуховой образ звона просто присоединяется к зрительному.

Способность Есенина слышать звуки в тишине отражена в метафоре стозвонные зеленя. Каждая былинка, по ощущению лирического героя, издаёт свой особый звук, а вместе они подобны колоколам в звоннице, гудящим на сто голосов.

Цветы белой кашки напоминают лирическому герою ризу. В этом же предложении Есенин использует непонятное современному человеку и даже горожанам времён Есенина слово перемётка. Это широко использовавшееся в крестьянской жизни приспособление – связанные пучком жерди для прижимания соломы в скирде.

Неоднозначен самый первый образ стихотворения. Лонные воды – это символ родины, лона матери. Но вот что означает эта метафора: то ли скирды жёлтой, как солнце, соломы отражаются в водоёме, то ли лирический герой представляет их на фоне неба, называя его по библейской традиции водами.

Образ неба появляется в третьей строфе. Застывшее над болотом облако похоже на дым из трубки. В стихотворении олицетворяются не только родной край и ивы, но и болото. Облако в поднебесье метафорически называется гарью в небесном коромысле. Герой противопоставляет воображаемому звону природы свои потаённые мысли. Употребление однокоренных слов (тайна и затаил) подчёркивает важность этих мыслей.

В последней строфе – жизненная программа лирического героя. Герой следует библейским принципам всё принимать от жизни (от Бога), хорошее и плохое, а также жить, не жалея своей души. Это тонкий намёк на свою богоизбранность, соотнесение себя со Христом.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано традиционным четырёхстопным ямбом с немногочисленными пиррихиями. Рифмовка перекрёстная, рифма женская.

Источник

Ивы кроткие монашки. Анализ стихотворения есенина край любимый

У Есенина количество любовной лирики вполне сопоставимо с количеством лирики пейзажной, причем эта пейзажная лирика наполнена неимоверной любовью к природе, в частности к родному краю. Характерное название по первой строчке Край любимый! Сердцу снятся указывает на повествование о родной земле – Рязанской области. Тем не менее, для Есенина Россия не была только рязанщиной, но рязанщина в каком-то смысле представляла собой всю Россию.

Речь идет о патриархальном укладе и воспитании, к которому был приучен и сам поэт, он с ранних лет воспитывался в строгости, простом, но искреннем понимании православной веры и чуткости по отношению к природе. Деревенская Русь, такая какой была до революции, до индустриализации заполняла практически все просторы. Поэтому когда Есенин пишет Край любимый, то говорит и о родном крае и о всей России полностью.

Образы смешиваются в его поэзии, переплетая собой темы сельскохозяйственного быта, работ по созиданию возделыванию природы, с темой самой природы и внутренних природных процессов. Помимо этого сюда вплетается мотив религиозного служения, личного духовного опыта и философского миропонимания.

Читайте также:  Если снится упасть в грязь и встать

Стихотворение относится к ранним и написано в 1914 году, то есть поэту только около 20 лет, но и к этому времени он обладает явных художественным талантом, способностью передать уникальное мироощущение. После прочтения стихотворения создается образ целостной и гармоничной природы, мира в котором все ладно, каждая деталь не просто идеально сочетается с другой, но и ведет какой-то радостный, полезный и насыщенный божественной истиной взаимообмен.

«Скирды солнца в водах лонных» — они будто лежат как собранное счастье или собранный свет. Из этого образа возникает невероятное многозвучие, которое переносит и к теме сбора хлеба, и тематике света, и многим другим. Далее слово стозвонный как бы дополнительно подчеркивает такое ощущение и создает дополнительное эхо от этого многозвучия.

Далее видим образы церковного служения, которые довольно часто проявляются и в поздней поэзии автора. Смысл этих монашек-ив, болота, которое курит облаком, то есть испускает благовонный дым, становящийся в небе облаком, — в одном, все они описывают природу как храм великого служения создателю. Природа Есенина не просто красива и отличается какой-то гармонией, его природа – храм, который совершает вечную литургию.

Анализ стихотворения Край любимый! Сердцу снятся по плану

Система образов

Стихотворение рисует образ вымирающей русской деревни.

Поэт перечисляет приметы запустения: «край заброшенный», «сенокос некошеный», «избы подбоченились», «крыши их запенились», «ветер плесень сизую солнцем окропил», «ворон бьёт крылом». Последний из этих образов вызывает ассоциацию со смертью, окончательной гибелью.

За счёт выстраивания такого плотного предметного ряда поэт нагнетает чувство тоски, безнадёжности, жалости.

Завершающий образ шепчущего ковыля как бы растворяет деревню в пространстве русского простора. Кажется, что степь поглощает и хоронит умирающее село.

Анализ стихотворения «Край любимый! Сердцу снятся..»

В лирическом стихотворении Сергея Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…» любовь к своей земле выражена с особой нежностью. Поэт вновь погружает читателя в свои детские воспоминания о родном крае, где прошли его самые лучшие и беззаботные годы.
Пейзажная лирика в этом стихотворении искусно сочетается с патриотичным высказыванием автора. А в завершение, Есенин делает красочный философский вывод, повествующий о смирении поэта с судьбой. Финальные строки угадывают особый диссонанс, поэт высказывается печально, делая некий акцент на быстротечности жизни и времени, словно угадывает быстрое завершение собственной судьбы…

В стихотворении присутствуют достаточно меткие метафоры, с помощью которых поэту удается изящно показать природу живой и очень близкой по духу. Автор подробно описывает растительный мир родного села. Читая это стихотворение, можно понять, как сложно переносил Есенин свою разлуку с любимым селом.

Все творчество Сергея Александровича построено на безграничной и откровенной любви к Родине. Истинно русский поэт не переставал воспевать свою Родину, свою родную Русь! Он умело извлекал всю красоту и гармонию окружающего мира, передавая увиденное в своей прекрасной и мелодичной поэзии.

Его стихи вдохновляюще воздействуют на каждого гражданина нашей страны, провоцируя патриотичное переформатирование собственных идей и ценностей жизни. Стихи Есенина достаточно близки для каждого читателя. После чтения лирической поэзии этого великолепного русского автора, на душе становится приятно и тепло…

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. По меже на переметке Резеда и риза кашки. И вызванивают в четки Ивы, кроткие монашки. Курит облаком болото, Гарь в небесном коромысле. С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли. Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть…

Художественные особенности

Язык стихотворения богат и даже слегка перенасыщен диалектизмами. Есенин использует слова из деревенского обихода, чтобы в последний раз назвать каждый предмет старого мира по имени, то есть помянуть.

Поэт вспоминает такие слова, как «гать» (дорога, насыпь, идущая через болото, основание которой выложено из хвороста), «выструги стропил» (выструганные особым образом части деревянной конструкции, на которой держится крыша), «прутник» (мелкий ивняк), «жисть» (жизнь).

Поэтический синтаксис представлен обращением «Край ты мой заброшенный» и риторическим вопросом. Они делают речь автора естественной и достоверной.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Баратынского Водопад 6 класс
    Данное стихотворение написано на тему природы. В частности оно повествует о юноше, стоящем на краю обрыва (в его образе можно угадать самого Боратынского, который на момент написания стихотворения был очень молод).
  • Анализ стихотворений Пушкина
  • Анализ стихотворения Рассвет Апухтина
    Это стихотворение при первом прочтении удивляет – вместо пейзажного оказывается философским, патриотическим, полным оптимизма. Дело в том, что смысл стихотворения раскрывается в самых последних двух строчках, которые отделяются от всего произведения
  • Анализ стихотворения Раздумье Андрея Белого
    Рассвет представляет собой невероятно мощный образ, который позволяет использовать множество интереснейших поэтических тропов и создавать увлекательное повествование. Смена ночи днем, рассеивание тьмы давно используется в мировой культуре
  • Анализ стихотворения Есенина Ночь
    Это сдержанное и прелестное стихотворение имеет свою судьбу. Написано оно было Сергеем Александровичем ещё в юности – собственно, на лоне природы, под вдохновением от родной деревни. Позже, будучи уже известным поэтом и горожанином

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «край заброшенный», «сизой плесени»;
  • сравнение: «под соломой-ризою», «как метель, черёмуха»;
  • метафоры: «заревая гать», «сказ в прутнике»
  • олицетворения: «ветер окропил», «избы забоченились», «черёмуха машет рукавом», «нашептал ковыль»;
  • литота (преуменьшение): «их всего-то пять».

Есенин использует приём градации (постепенного нарастания смыслов). Он накладывает один штрих пейзажа на другой, за счёт чего увеличивается густота мазка, возрастает ощущение тревоги, тоски.

С помощью аллитераций («р», «з», «с», «ш») поэт передаёт страшные звуки одичавшего без человечьей ласки места: шелест трав, свист ветра, крик ворона.

Читайте также:  К чему снился шашлык

Ассонансы («и», «у», «э») усиливают ощущение острой печали. Слог «ай» в слове «край», с которого начинается стихотворение, звучит, словно крик боли.

Тема родины в творчестве С. Есенина

Сергей Александрович Есенин писал стихи на разные темы, но самое ведущее направление в его творческих шедеврах заняла тема родины. Поэт испытывал безграничную любовь к родному краю и к своей стране, и эти бесценные чувства, он изящно передавал в своих великолепных стихотворениях.
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве» С. Есенин

Эти слова часто повторял великий поэт современности. Сложно было не поверить в искренность его изречений, ведь практически в каждом стихотворении Сергея Александровича курируют слова – Родина, Русь и Россия.

Тихие признания поэта о безграничной любви к родине, переданные в творческих работах, настолько естественны и одухотворены, что прочитывая очередной стих этого автора, начинаешь переосмысливать собственные чувства и жизненные ценности. Родина – вторая мать, ее нужно любить, уважать и ставить превыше всего!

Есенин поднялся к вершинам мировой поэзии из простого народа, а родная рязанская земля, стала благородной колыбелью для его творческих достижений. Эта тема позволила юному таланту раскрыть все свои потенциальные, и даже гениальные способности. Поэт просто не смыслил себя вне родины, он не представлял свою жизнь за пределами родной земли. Эта привязанность, сочтенная с яркой любовью, вдохновляла русского поэта. Сергею Есенину удалось написать множество великолепных стихотворений, воспевающих Россию, ее безграничные просторны и живописные виды естественной природы.

Родина для каждого человека начинается с места, где он родился и вырос. Для Сергея Александровича, этим местом стало любимое село в Рязанской губернии, Константиново. Здесь прошли лучшие годы детства, навевающие массу приятных и радостных воспоминаний, о которых он не мог умолчать. Поэт часто воспевал любимый край в своих лучших стихах:

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях своих стозвонных!

Даже находясь вдали от родного села, поэт всегда стремился на свою маленькую родину. Здесь он черпал силы и энергию для создания новых работ. Среди живописных видов, отдыхал от бытовых проблем и забывал обо всех неприятных событиях из личной жизни.

Безмятежная и чистая любовь к Родине чувствуется в каждом стихотворении Сергея Есенина. Он выражал ее конкретно, обзирая превосходные картины родных пейзажей. Поэт четко видел все краски природы, ее настроение и живую душу. Он с небывалым энтузиазмом наблюдал за природными изменениями, характерными для смены времени года. Небо, лес, солнце, деревья, речки и другие важные элементы окружающего мира – все это он считал неотъемлемой частью своей Родины, поэтому в его стихотворениях, тема родного края очень точно переплетается с живописными описаниями натуральной природы.

Структурный анализ стихотворения

В произведении четко выделяются 2 части, разделенные и типографским способом — отточием, и содержанием, и эмоциональной наполненностью. «Тогда» описано в самых мрачных, неприятных красках. Есенин не жалеет сравнений, метафор и эпитетов. На строках «чтоб не смотреть людскую рвоту» перед внутренним взором читателя возникает все самое отвратительное и низменное, что только может быть.

Вторая часть спокойней и плавней, она пропитана светлыми чувствами и ощущением ясности сознания: поэт спешит сообщить бывшей жене благую весть о том, что он смог исправиться, смог изменить свою жизнь, обрести новую цель и новый смысл. Даже рифма здесь становится будто бы плавней и мелодичней, количество восклицаний снижается. А единственное по-настоящему экспрессивное выражение, «яростный попутчик», относится к приверженности Есенина идеалам советской власти.

«Письмо…» — значимое произведение, сочетающее в себе две непростые темы. Любовь личная и любовь общественная, женщина и отчизна, путь человека в непростую годину революции — обо всем этом пишет Сергей Есенин.

Стихотворение «Письмо матери» написано в 1924 году. Это одно из программных произведений Сергея Есенина. Здесь поэт продолжил тему, которая была заявлена ещё ранее, в стихотворении «Русь советская». Это тема возвращения.

В 1924 году Есенин сумел посетить свою родную деревню. После долгих лет разлуки он наконец-то встретился с матерью и любимыми сёстрами. Эта встреча не могла не выразиться в стихах, ведь лирику Сергея Есенина отличает единство проблематики. Всё его творчество сосредоточено на изображении драматической судьбы личности в переломную эпоху, представляя своего рода лирический роман, сюжетом которого поэт сделал свою биографию, превратив её в историю «поэта Сергея Есенина». Более полно Есенин описывает эту встречу со своими родными в стихотворении «Возвращение на Родину».

Стихотворение «Письмо матери» написано в жанре послания. Этот жанр широко использовался русской классической литературой (например, Пушкин «К Чаадаеву»), но никогда этот жанр не был так нежно и просто выражен. Но самое главное, что никогда послания не были настолько похожи на настоящее письмо. Объясняется это тем, что это стихотворение обращено самому родному человеку, поэтому всё произведение написано в очень доверительной манере. Помогает поэту создать особое настроение точно и правильно подобранная лексика.

Так в стихотворение введены просторечия:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне…

Или в другом четверостишии: «Это только тягостная бредь».

Также легко и непринуждённо Есенин использует вульгаризмы и жаргонизмы, что говорит о том, что и та, и эта лексика привычна поэту:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож…

Не такой уж горький я пропойца…

Как уже говорилось, стихотворение написано в доверительной манере, и для него характерны формы разговорного синтаксиса:

Читайте также:  К чему снится бывшая жена в красном платье

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Присутствуют здесь обращения: «Ты жива ещё, моя старушка?»; призывы: «…ничего, родная! Успокойся»; восклицания: «…и молиться не учи меня. Не надо!».

«Случайный» выбор слов, а также эти синтаксические приёмы создают впечатление безыскусственного разговора. А когда герой говорит о доме или вспоминает яблоневый сад, в стихах появляется метафорическое олицетворение:

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Пусть струится под твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет…

Вместе с тем, в стихотворении присутствует синтаксис и фразеология высокого книжного стиля:

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Благодаря перебоям двух стилевых планов, интимная беседа становится напряжённым лирическим монологом, житейский факт приобретает общезначимость, простые человеческие ценности вырастают в символы высокого и прекрасного. Анафорический повтор («ты одна мне…») усиливает экспрессию всей фразы, которая звучит ещё более печально.

В стихотворении «Письмо матери» выражена надежда на то, что преодоление раздирающих душу противоречий возможно через соприкосновение с исконным, вечными святынями: отчим домом, материнской любовью, красотой природы.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Но в стихотворении звучит и тревожная нота: надежда лирического героя несостоятельна. Причина этому – он сам, утративший способность управлять своей судьбой:

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось…

Здесь звучит намёк на то, что в жизни поэта происходили большие и не всегда для него приятные события. Жизнь, по-видимому, сложилась не так, как хотелось. Отсюда такая боль и горечь, прозвучавшая в следующих строках:

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось…

И фраза поэта – «к старому возврата больше нет» — звучит как завершающий аккорд молодости и мечтаний.

Лирический герой стихотворения «Письмо матери» покоряет нас той стороной своей натуры, которую сам назвал «нежностью». Гораздо легче говорить о любви к человечеству, чем быть чутким к людям, которые тебя окружают (родителям, сёстрам, братьям, друзьям…). И как же часто мы бываем черствы по отношению к самым близким, в особенности, к родителям.

Основная тема лирики поэта — тема человека и природы, постоянно волновавшая его, раскрытию которой он посвятил многие стихотворения, начиная с 1910 года эти произведения вошли в книги «Радуница» (1915), «Голубень» (1918), «Преображение» (1918).

История создания

Стих Есенина был написан в 1914 году. Работа разительно отличалась от других написанных в этот период. Ранее поэт описывал деревенские пейзажи с радостью и восторгом. Он подчеркивал красоту природы, особенности быта, колоритную лексику.

Но «Край ты мой заброшенный» Есенин посвятил другой теме — смерти деревни. Текст пронизан грустью, печалью и другими эмоциями. После войны многие населенные пункты остались без мужчин. Дома разрушались, а ремонтировать их было некому. Есенин верил, что новая власть все изменит и спасет деревни, но безуспешно.

Поэт регулярно получал письма от родственников, которые писали о сложной жизни. Существование в условиях сельской местности становилось все сложнее. Сергей Есенин уехал в Москву для того, чтобы реализовать свои творческие планы. Он хотел прославлять русские деревни. Время от времени поэт приезжал в родные места и с грустью отмечал, что его край постепенно вымирает.

Источник



Интерпретация стихотворения С. Есенина «Край любимый! Сердцу снятся».

Скирды света в водах лонных. \-\-\-\-

Я хотел бы затеряться \-\-\-\-

В зеленях твоих стозвонных. —\-\-\-

По меже, на переметке, —\—\-

Резеда и риза кашки. —\-\-\-

И вызванивают в четки —\—\-

Ивы – кроткие монашки. \-\—\-

Курит облаком болото, \-\—\-

Гарь в небесном коромысле, \-\—\-

С тихой тайной для кого-то \-\-\-\-

Затаил я в сердце мысли. —\-\-\-

Все встречаю, все приемлю, \-\-\-\-

Рад и счастлив душу вынуть. \-\-\-\-

Я пришел на эту землю, \-\-\-\-

Чтоб скорей ее покинуть. —\-\-\-

размер : 4х-стопный хорей

отклонения : пиррихий : В зе ленях твоих стозвонных. \-\-\- пиррихий

По меже, на пе реметке, \—\- стихотворению

Ре зеда и риза кашки. \-\-\- легкость и

И вызванива ют в четки \- \- напевность +

Ивы – кроткие монашки. \-\- \- на интонац. уровне

Курит облаком болото, \-\- \- от восторж.

Гарь в небесном ко ромысле, \-\- \- возгласов к

За таил я в сердце мысли. \-\-\- обратно

спондей : нет ( т. к. в стихотворении не утверждение, но описание + размышление)

РИФМА : полная, женская ( как народный стих), перекрестная

Фонетические средства : аллитерация – [р][с][л][з] – 1ая строфа основной звуковой фон –

[р][ш][ч=тш] – 2ая строфа сонорные + шип. (свист.)

[б][р][л][т] – 3я строфа (переднеязычные кроме

[р][л][ш] – 4ая строфа [б] => легко произносить)

ассонанс – [о] — 1ая, 2ая, 3я строфы (ударение) => простор

[у] – 4я строфа => размышление («древнерусская тоска», ха)

Морфемные средства : префиксные: сто -звонные

постфикс: курит (не «курится», хотя возвратный по смыслу) облаком болото

Окказионализмы – лонные воды

Диалектные – зеленя – озимь

Сравнения :развернутое:И вызванивают в четки

Ивы – кроткие монашки.

Прямое: ивы – кроткие монашки

Существительное в тв. п.: Курит облаком болото

Олицетворения : сердцу снятся, ивы вызванивают

Метафоры : скирды солнца, гарь в небесном коромысле

******************************************************************************************

Эпитет А) метафорический : зелени стозвонные, >> лирических =>

Б) изобразительный : небесное коромысло => искренность

В) лирический : край любимый, воды лонные, кроткие монашки, тихая тайна

******************************************************************************************

Поэтический синтаксис : А) градация:

Г) инверсия: и вызванивают в четки ивы (и др.)

Рит. приемы : А)восклицание: край любимый!

Источник